Архив материалов

От пушки до трактора.

От пушки до трактора.

- Раньше, когда тебя спрашивали, где ты работаешь, и ты отвечал, что на заводе, этого было достаточно, собеседник понимал - ты с Онежского тракторного.

Из разговора с рабочим-ветераном ОТЗ.

Не на пустом месте.

У петрозаводчан еще свежи в памяти воспоминания о том, как коллектив ОТЗ отмечал летом 1999 года 225-летие предприятия.

"От пушки до трактора" - под таким девизом проходил праздник. С 1703 года Петровский, а с 1774-го Александровский завод сыграл важную роль в формировании города Петрозаводска и Олонецкой губернии. После 1917 года значение этого предприятия для региона не уменьшилось. В его цехах производили лебедки для лесозаготовителей, узкоколейные мотовозы и паровозы, дорожные машины, буксиры, другую самую разную технику, был налажен ее ремонт.

Официально это был машиностроительный завод, хотя по сути он состоял из ряда механических мастерских с полукустарным производством.

30 января 1956 года выходит в свет постановление Совета министров СССР о выпуске дизельных трелевочных тракторов для лесной промышленности. Было определено, что на базе машиностроительного завода в Петрозаводске будет создан завод по производству лесопромышленных и лесохозяйственных машин. Он получил название Онежский тракторный завод - ОТЗ.

Современные 40-45-летние лесорубы порой даже и не знают, что во времена, когда они родились, основой заготовок древесины в их предприятиях были лошади. До 150-200 и более голов содержал каждый леспромхоз, имел конюшни, занимался племенным делом, заготавливал сено и овес. Лес свозили к сплавным рекам, позже - к "узкоколейкам" - УЖД.

И в довоенное, и в послевоенное время в лесу работали небольшие, немногочисленные тракторные отряды. Но машины в них были неприспособленными для работы на заготовках древесины.

Первый трелевочный трактор, произведенный на питерском Кировском заводе под маркой КТ-12, вышел на лесосеку в 1948 году. Надо сказать, что мировая практика тогда еще не знала применения подобных машин.

На КТ-12 был установлен газогенераторный двигатель, "питался" он древесными чурками, которых требовалось очень много.

В 1952 году его производство перебазировали на Минский тракторный завод, он был запущен в серию. Но малая мощность - от 30 до 35 лошадиных сил, прямая зависимость от внешних условий, чаще всего неблагоприятных, сложность в обслуживании, связанная с топливом, не сделали этот трелевочник популярным у заготовителей. Требовался иной технический подход к созданию машин такого назначения. И такой подход был найден. Воплощение его в жизнь было возложено на ОТЗ.

И гусеницы, и колесо.

Еще до выхода в свет постановления Совмина СССР от 30 января 1956 года минские тракторостроители переделали КТ-12, установив на него 40-сильный дизельный мотор, провели испытание новой машины. Поэтому ОТЗ предписывалось поставить на производство этот трелевочник под маркой ТДТ-40.

Первая такая машина сошла со сборочного конвейера ОТЗ 26 июня 1956 года. За оставшиеся месяцы было выпущено еще 477 тракторов.

Сейчас об этом писать легко и просто. Но изучая архивные материалы, слушая рассказы ветеранов - участников событий напряженных трудовых будней тех лет, понимаешь, как тяжело давались первые шаги новоявленным тракторостроителям, как сложно было решать многочисленные технические, конструкторские, снабженческие, кадровые и другие проблемы.

Давно известно, что построить на пустом месте новый завод легче, чем перестраивать, перекраивать, приспосабливать под принципиально новое производство старое предприятие. Да еще когда правительством поставлены такие сложные во всех отношениях задачи: осваивать и наращивать производство машины, созданной на другом заводе, и одновременно вести усиленные работы по созданию новых гусеничных трелевочных тракторов и трелевочных тракторов на пневматическом ходу, то есть "колесников".

С этой целью Главтракторопрому и техническому управлению министерства тракторного и сельхозмашиностроения предписывалось уже в первом квартале 1956 года организовать на ОТЗ конструкторское бюро по тракторостроению для лесной промышленности, с опытным производством, с соответствующим штатом, возложив на это конструкторское бюро разработку новых моделей высокопроизводительных тракторов, используя при этом опыт лучших машиностроительных фирм зарубежных стран.

Так начинались нынешнее ГСКБ ОТЗ - головное специализированное конструкторское бюро предприятия и его экспериментальное производство, мозговой центр завода.

Основой стал конструкторский отдел бывшего машиностроительного завода, преобразованный в отдел главного конструктора ОТЗ. Возглавлял КО Константин Надежин, он работал на заводе с довоенных лет, был вместе с предприятием в эвакуации в Красноярске, затем вернулся на берега Онего. Он и 14 его подчиненных взяли на себя подготовку производства ТДТ-40, выполнили все работы по перекопировке чертежей машины на МТЗ.

К.Надежин вплоть до выхода на пенсию работал заместителем главного конструктора ОТЗ. Вместе с ним костяк ОГК составили инженеры-конструкторы А.Евсеев, Ю.Евстифеев, А.Дементьев, техники-копировщицы Т.Соколова, Г.Паньшева, Н.Сидорова.

В апреле того же 1956 года приказом министерства главным конструктором ОТЗ был назначен начальник КБ МТЗ Н.Магировский. Через некоторое время в помощь ему с МТЗ перевели Э.Лившица.

Затем из ведущих политехнических и машиностроительных вузов Москвы, Ленинграда, Горького на работу в ОГК ОТЗ стали приезжать хорошо подготовленные, с большой эрудицией и широким кругозором выпускники.

У первого директора ОТЗ И.Грачева, главного инженера А.Брызгалова забот по перестройке, переоснащению старых производств, созданию новых цехов, прежде всего литейного, было выше головы. В центре города, на небольшом пятачке создавалось современное машиностроительное предприятие.

А сроки отводились крайне сжатые, в них необходимо было укладываться во что бы то ни стало. И онежцы выдерживали темпы.

Но и в этой обстановке руководство завода главное внимание уделяло конструкторскому подразделению, созданию для него экспериментальной базы и испытательного полигона.

Уже в начале второго квартала 1956 года был организован экспериментальный цех, который укомплектовали высококвалифицированными рабочими, ИТР, оснастили необходимым оборудованием.

А в третьем квартале того же года был организован испытательный отряд на базе Нелгомозерского лесозаготовительного пункта. Создавались и оснащались нужные лаборатории, формировалась библиотека специальной научной и технической литературы - в основном из дубликатов московских, ленинградских книгохранилищ.

К началу 1957 года отдел главного конструктора был в состоянии работать полнокровно, выполнять возложенные на него задачи. Шла доводка на надежность конструкций узлов ТДТ-40, началось осуществление проектов создания лесохозяйственного трактора Т-47, более мощного трелевочника с 55-сильным двигателем Т-49, предшественника знаменитого ТДТ-55.

ОГК ОТЗ начал сотрудничать с другими проектными и конструкторскими организациями страны: НАТИ, Ленинградской лесотехнической академией, ЦНИИМЭ, Челябинским институтом механизации и электрификации сельского хозяйства и другими.

В 1959 году ОГК ОТЗ постановлением Совмина СССР был присвоен статус Головной конструкторской организации (ГКО) по трелевочным гусеничным тракторам средней мощности и колесным лесопромышленным машинам.

История создания и работы гусеничных тракторов ОТЗ под патронажем главного конструктора В.Акимова многим нашим современникам хорошо известна. И прежде всего триумфальным шествием знаменитой "пятьдесятпятки" не только по лесосекам бывшего СССР, но и практически по всем континентам, где люди занимаются заготовкой леса. Машина эта была в свое время последним словом технической мысли. Она отлично зарекомендовала себя на первичной транспортировке леса. На ее базе были созданы валочно-трелевочные и другие многооперационные машины, с помощью которых с лесосек устранялся тяжелый физический труд лесорубов. ТДТ-55 получал награды на выставках как у нас в стране, так и за рубежом.

Вьетнамцы даже поместили его изображение на своих денежных знаках.

Не имевший аналогов в мире плавающий трактор, или амфибия, тоже принес немалую славу конструкторам и производственникам ОТЗ.

А вот о трагической судьбе онежского "колесника" помнят только посвященные.

ОТЗ, особенно в последнее десятилетие в связи с активизацией деятельности "зеленых", часто обвиняют в пристрастии к гусеничной технике, которая якобы наносит непоправимый вред природе, лесным почвам. Да, ОТЗ в течение 45 лет серийно выпускал только гусеничные трактора. Но идеология ОТЗ изначально предусматривала, как уже говорилось выше, сочетание разработок, выпуска и использования как гусеничной, так и колесной техники.

Поэтому стоит напомнить, что конструкторы ГСКБ ОТЗ в конце 50-х - начале 60-х годов разработали и проводили испытания трех образцов "колесников": 300-сильного Т-210, трелевочного тягача МоАЗ-546Г, и легкого трелевочника КГГ-40 для выборочных рубок и рубок ухода.

О создании и об "уходе со сцены" Т-210 мне рассказал заместитель главного конструктора ГСКБ А.Пыжиков, выпускник Московского автомеханического института 1963 года, всю жизнь отдавший ОТЗ. Об этом он поведал и на страницах заводской многотиражки "Онежец" в связи с подписанием Госкомиссией акта о запуске в серию современного "колесника" ОТЗ - скиддера ТЛК4-01.

- Т-210, созданный по заданию центра, по тем временам поражал воображение, - заметил Анатолий Васильевич. - Это была огромная машина с двухметровыми колесами, купленными во Франции. В кабину можно было попасть только с помощью специального трапа, так высоко она была расположена. Оснащена была машина двенадцатицилиндровым 300-сильным двигателем, электрической трансмиссией, которая агрегатировала каждое колесо с дизель-генераторной установкой. Колеса были, собственно, не просто колесами, а мотор-колесами, ибо были оборудованы электродвигателями и редукторами. Каждое мотор-колесо работало автономно, и это обеспечивало исключительно высокую проходимость трактора-гиганта.

Для уровня техники конца 50-х годов конструкторские решения были революционными и пугали сложностью.

Однако технологического оборудования, которое позволяло бы эффективно использовать Т-210, не было. Его оснастили тросочокерным комплектом. Он мог за один раз трелевать 30 кубометров древесины. Но чтобы ее зачокеровать и особенно потом расчокеровать, требовались затраты большого количества тяжелого ручного труда многочисленной бригады. Технологический процесс выглядел так: полсмены шла чокеровка, сбор воза, затем в течение 15 минут грузовой ход к верхнему складу, а потом до конца смены - расчокеровка. В итоге "монстр" в течение рабочей смены работал всего четверть часа, остальное время простаивал.

А вот на транспортировке труб большого диаметра в Кара-Кумах на строительстве газопровода Бухара - Урал он зарекомендовал себя хорошо.

На ОТЗ мощностей для производства Т-210 не было, завод наращивал объемы выпуска ТДТ-55. А Н.Хрущев поручил Кировскому заводу наладить выпуск сельхозтракторов класса Т-210. Появились К-700 и К-703. В верхах решили, что эти машины, а также "колесники" Харьковского (Т-157) и Минского тракторного ("Беларусь") заводов можно использовать на лесозаготовках.

- 15 лет потребовалось для того, чтобы понять, что база сельскохозяйственного трактора не может удовлетворять требованиям, предъявляемым специальной лесной машине, - заключил А.Пыжиков.

За эти годы производители лесной техники за рубежом ушли далеко вперед.

Но в ГСКБ продолжали работать над созданием колесных машин. В 1983 году был изготовлен макетный образец колесника ТЛК-1. И снова вмешались центральные власти, принявшие решение выпускать этот трактор силами стран экономического взаимодействия - СЭВ. Но пока суть да дело, СЭВ лопнул, СССР распался, ОТЗ остался один на один со своими проблемами. И только в 1995 году руководству завода удалось добиться того, чтобы тема по созданию лесопромышленного колесника на ОТЗ была включена в Федеральную программу развития лесопромышленного комплекса России на 1995 - 2000 годы. Но это уже другая история, которой предшествовали не менее драматичные события.

Несостоявшиеся замыслы Бориса Одлиса.

Борис Наумович Одлис - первый деловой человек из Карелии, с которым я познакомился в Москве осенью 1980 года, собираясь ехать к месту нового назначения. Несколько часов мы провели вместе на улице "Правды", 24, и у меня создалось достаточно ясное представление о заводе, о Петрозаводске, о Карелии.

Позже, уже в республике мы часто встречались. По отзывам работавших с ним людей это был талантливый организатор, руководитель, знающий инженер-технолог, не чуждый конструкторского задора и, что, может быть, важнее всего, широко, по-государственному мыслящий экономист.

При нем ОТЗ достиг пика славы, получал ордена, переходящие знамена.

Он сам не раз водил меня, собкора "Правды", по заводским цехам, возил на вторую площадку. Две его мечты, которые он вместе с коллективом держал в руках не как журавля в небе, а как синицу, не могли не вызывать уважения и сочувствия.

На всех совещаниях, в СМИ он доказывал, что пора снимать с конвейера ТДТ-55 и ставить новые, более производительные, обеспечивающие комплексную механизацию машины. Они у завода уже были, прошли испытания. За 3-4 года можно было перевооружить отрасль, резко сократить тяжелый физический труд в лесу, утверждал Одлис.

Другой его замысел - создание на второй площадке завода тракторных модификаций, чтобы процесс технического перевооружения на лесозаготовках шел непрерывно и ускоренными темпами.

Нелепое совпадение обстоятельств не позволило Б.Одлису, его управленческой команде, всему коллективу ОТЗ осуществить вполне реальные планы.

В начале 80-х Карелию посетил тогдашний премьер-министр Н.Тихонов. В его рабочем расписании было и посещение ОТЗ, знакомство с новыми тракторами, которые предлагались в серию, на что требовались деньги.

На завод Н.Тихонов прибыл только под вечер. Стоял крепкий мороз. Трактор завелся, но тут же заглох. Таким же результатом закончились следующие попытки.

...Бюро обкома закончилось далеко за полночь. Н.Тихонов несколько раз возвращался к тому, что ему "хотели подсунуть" трактор, который не заводится.

Домой мы с Борисом Наумовичем возвращались вместе, жили по соседству.

- Прогревать надо было, - сокрушенно повторял он. - Передоверился...

Денег на запуск в серию нового трактора, конечно, не дали. Царил "его величество вал". ТДТ-55 завод держит на конвейере до сих пор.

А Б.Одлис преждевременно ушел из жизни.

"Воз" тянет Николай Волнухин.

Выпускник Горьковского политехнического института Н.Волнухин был зачислен на ОТЗ в сентябре 1973 года. После этого в его трудовой книжке идут только записи о продвижении по служебной лестнице. Волнухину было 36 лет, когда он занял пост гендиректора ОТЗ. "Черная" полоса для завода не закончилась, напротив, в начале 90-х она стала еще более черной и тяжелой.

- Кризисные явления последнего десятилетия настолько глубоки, что предприятие в 1995 году нельзя было даже банкротом назвать, оно просто находилось на грани своего существования, - вспоминает Николай Михайлович. - Стоял вопрос: жить или не жить. Наши долги поставщикам материалов и комплектующих, бюджетам и фондам были громадны. Зарплату не выдавали полгода.

Это деморализовало коллектив, он стал неуправляемым, превратился в толпу, начался уход рабочих и ИТР с завода.

В территориальном агентстве по банкротству решали вопрос об остановке производства, которое само по себе еле теплилось.

- И только уважение к заводу, к заслугам его коллектива в прошлом задерживало принятие решения, - подчеркивает Н.Волнухин. - Нам сказали: принимайте действенные меры.

Команда Волнухина нашла выход, разработала меры. Их основа - структурная перестройка управления, заключающаяся в разукрупнении производства. Смысл состоял в том, что те подразделения завода, у которых была возможность получать заказы со стороны, зарабатывать на этом солидные дополнительные деньги, кроме заказов собственно ОТЗ, становились самостоятельными юридическими лицами, открывали свои счета в банках.

Перестройка далась нелегко. Против выступила профсоюзная организация.

- Приходилось убеждать с помощью аналогий, - улыбался Волнухин. - Мы задавали вопрос: когда большое соединение попадало в окружение, как из него выходили? Мелкими группами, отвечали нам. Так вот и мы предлагаем выходить из кризиса мелкими подразделениями, не разрывая при этом связей.

АО "ОТЗ" учредило около 20 самостоятельных дочерних предприятий. Все они работают довольно хорошо. Это и понятно: результат труда максимально приближен к исполнителю. Чем он выше, тем больше зарплата, шире возможности развивать предприятие. В итоге сохранены и действуют не только производственные подразделения, но и предприятия социальной сферы: профилакторий, медсанчасть, комбинат питания. Все нашли свое место на рынке услуг.

На одном таком дочернем предприятии - ООО "Энерголестрак" - в последнее время я бывал часто. Оно не только выполняет заказы учредителя АО "ОТЗ" по выпуску колесных скиддеров ТЛК4-01 и ШЛК6-04, но и ремонтирует для леспромхозов старые трактора, доводя их до качественного уровня новых, выполняет заказы геологов, энергетиков, связистов, поставляя им бурильные установки на базе "Онежцев", восстанавливает троллейбусы и автобусы, шьет отличную спецодежду.

Корпуса на второй площадке в полном рабочем состоянии, идет подготовка к переводу котельной на газ.

- В 2000 году мы на 4,8 процента нарастили объемы производства и услуг, - сообщил мне директор предприятия В.Белов.

Другие пункты осуществляемых мер предусматривают тщательно разработанные, выверенные и неукоснительно соблюдаемые ежегодные бюджеты, агрессивный, как его именуют заводчане, маркетинг, широко развернутую сеть дилеров, регулярные выставки и семинары не только в Карелии, но и в других лесных регионах России.

И результаты основной деятельности - выпуск лесных машин - не сразу, но начали сказываться.

Завод жив и в полной боевой готовности.

С Леонидом Тетериным, ветераном завода, который после ухода В.Савельева возглавил музей ОТЗ, идем по цехам. Первый - кузнечно-прессовый. В работе три агрегата из четырех. Подходим к одному из них. Пресс обслуживают кузнецы-штамповщики Алексей Поздняков, Игорь Смирнов и Виктор Иванов, молодые еще люди.

Кстати, молодежи на ОТЗ в последние годы приходит много, не всех удается устроить.

Работа у них спорится, раскаленные поковки одна за другой падают в большой железный ящик.

Спрашивали, довольны ли они своим положением. "Конечно, - отвечают, - иначе нас бы тут не было". И добавляют: "Работа интересная, настоящая, мужская".

Переходим в литейный, встречаем Юрия Дудельникова. Он 19 лет возглавлял цех, давно на пенсии, но коллективу нужен его огромный опыт, и он оформился технологом.

- Готовимся к переходу на самостоятельную работу в качестве дочернего предприятия, - поделился он новостью. - У нас много заказов со стороны, а если поискать, то будет еще больше.

Замечаю, что в пролетах цеха стало просторнее, воздух абсолютно чистый, ни дыма, ни чада.

- А мы освободились от вредных производств, от вагранок и всего другого, - говорит Дудельников. - Вместо них работают три индукционные плавильные печи с теристорными преобразователями.

Уточняю, что за мудреное название.

- Это означает, что нашими печами управляет электроника, - отвечает Юрий Валентинович. - Больше таких современных установок в Карелии нет. Работают тут и старые мастера - Евгений Пандрашов и Александр Кривченок, и более молодые - Виктор Васюкевич, Валерий Беляев, Александр Черноокий. Уже лет пять работаем стабильно.

В пролете одного из механических цехов разговорились со старшим контрольным мастером Василием Леонтьевым. На заводе он с 1978 года.

- Сейчас качество выше, чем в прошлые годы, - утверждает он. - Конечно, сказывается уменьшение объемов работ. Но я вижу, как возросла ответственность у станочников, как заботятся они о повышении квалификации. За 2000 год было всего четыре рекламации. Мои подконтрольные цеха в пример приводят на совещаниях по качеству.

Заглядываем на сборочный конвейер. Конечно, сейчас тут не такие темпы, когда за сутки сходило по 50-55 машин. Сейчас чуть ли не в десять раз меньше. Зависит это не от заводчан, а от платежеспособности заготовителей. Но сборщики выражают уверенность, что обязательно придут лучшие времена. Зарплата вроде бы и сейчас неплохая, в среднем по заводу до 2800 рублей. Но должна быть и будет гораздо больше.

А вот и экспериментальный цех ГСКБ. Владимир Надежин, сын упоминавшегося в начале публикации конструктора Константина Надежина, работает в цехе старшим мастером. Он дает подробные характеристики стоящим в пролетах готовым образцам ТЛК4-01, ШЛК6-04, рассказывает, где и как они проходили испытания, какие новшества вносят в их конструкции. Особенно хвалит унифицированные редукторы, новые унифицированные кабины с кондиционерами и автоматическим подъемом, балансирующие передние мосты... Заметно, что мастер, влюбленный в свое дело, часами может рассказывать о создаваемых в ГСКБ машинах. Но пора, и мы прощаемся с ним.

Последняя встреча в ГСКБ с главным конструктором Дмитрием Масловым, который несколько лет назад сменил на этом посту Вячеслава Акимова. Он тоже пришел сюда под влиянием отца, конструктора Юрия Маслова. Начинал Д.Маслов работу в ГСКБ в 1985 году рядовым конструктором, теперь возглавляет подразделение.

- Мы сейчас работаем над машинами четвертого поколения, - подчеркивает собеседник. - Они придут на смену ТЛТ-100 и его модификациям. Хотя в силу неблагоприятной экономической ситуации в стране эти машины пока даже не заняли своего места на лесозаготовках.

Д.Маслов поясняет, какие машины относятся к четвертому поколению. Это уже известные колесники. А на подходе гусеничный трактор с условным названием ТЛГ-3. В нем заложены все новейшие технические решения, поэтому у машины широкие разнообразные возможности. С его выходом в серию станет возможным запустить в серийное производство комплексы, полностью исключающие тяжелый ручной труд на лесосеках, резко поднять производительность труда и обеспечить заготовки леса как по хлыстовой, так и по сортиментной технологиям.

- Мы ушли от практики "воспитания" наших потребителей, когда вынуждали их покупать то, что производим, - говорит Дмитрий Юрьевич. - Теперь мы максимально учитываем запросы и требования заготовителей. А они, в свою очередь, начали отчетливо понимать, что без отечественной техники отрасль не поднять. Наши трактора дешевле, проще в эксплуатации, мало в чем уступают зарубежным аналогам и обеспечивают высокую эффективность производства.

На этой оптимистичной ноте мы и закончим повествование о 45-летнем пути онежских тракторостроителей.

Успехов вам, славные онежцы!

Виктор КИРЯСОВ.


НЕ СРАБОТАЛИ ТОРМОЗА.

КТО ТЫ ТАКОЙ?

Предприятие и рынок.

Стройка - барометр жизни.

Грибы-кайфовики.

 

на главнуюдобавить в избранноенаписать письмо
 
 

_______
Otto Dix
'Leviathan'

Otto Dix

_______
Слободчиков С.С.
'Отче'

Otche

_______
Otto Dix
'Animus'

Otto Dix

_______
DreamVeil
'Контакт'

Dreamveil

_______
Юлия Кроу
'Декаданс'

'Юлия Кроу - Декаданс'

_______
Otto Dix
'Первая декада'

'Otto Dix - Первая декада'

_______
Marie Slip
'Недалеко от гетто'

'Marie Slip'

_______
Otto Dix
'Анима'

'Анима'

_______
Marie Slipa
'Все пророки лгут'

'Плоть и сталь'

_______
Michael Draw
'Плоть и сталь'

'Плоть и сталь'

_______
DreamVeil
'Белый Шум'

'Белый Шум'

_______
Михаэль Драу
"Генму"

Михаэль Драу "Генму"

_______
Город
"Сны"

Город "Сны"

_______
Вигилия
"Все пророки лгут"

Вигилия"Все пророки лгут"

_______
Deform
"Deformократия"

Deform"Deformократия"

_______
Evadam
"Jiva"

Evadam"Jiva"

_______
Birdmachine
"There is a hole in my Karma suit"

Birdmachine"There is a hole in my Karma suit"

_______
Otto Dix
"Mortem"

Otto Dix"Mortem"

_______
Otto Dix
"Remixes"

Otto Dix"Remixes"

_______
Петр Воронов
"Алхимия звука"

Петр Воронов"Алхимия звука"

_______
Cold Design
"Скоро Лето"

Cold Design"Скоро Лето"

_______
Гевал
"Лонгин"

Гевал"Лонгин"

_______
Otto Dix
"Unreleased"

Otto Dix"Unreleased"

_______
ГОРОД6
"С изнанки"

ГОРОД6"С изнанки"

_______
Мари Слип
"Недалеко от Гетто"

Мари Слип"Недалеко от Гетто."

_______
Otto Dix
"Эго"

Otto Dix"

_______
Михаэль Драу
"Точка возврата."

Михаэль Драу"Точка возврата."

_______
Шмели
"История группы."

Шмели"История группы.."

_______
ГОРОД5
"Кошки так похожи на людей."

ГОРОД5"Кошки так похоже на людей.."

_______
Otto Dix
""Чудные дни"."

Otto Dix

_______
Самуил Бейлин
"История Российской темной сцены."

Samuil Bejlin

_______
Gothica
"Zeitgeist."

Gotchica

_______
Шмели
"Механическая балерина."

Шмели"Механическая балерина."

_______
Мари Слип
"Человек инфу."

Мари Слип"Человек Инфу."

_______
ГОРОД4
"По ту сторону тени."

ГОРОД4"По ту сторону тени."

_______
Гевал.
"Пергам". Настоящий российский индастриал.

Гевал

_______
Плоть и сталь
"Михаэль Драу".

Плоть и сталь

_______
OttoDix
Нотная книга

OttoDix

_______
Шмели
"М.Я.У."

Shmely

_______
Otto Dix
"Зона теней"

Otto Dix"Зона теней"

_______
ROMAN RAIN
"Рожденная Реять Бесплотность"

Roman Rain"Рожденная Реять Бесплотность"
LITHIUM DESIGN STUDIO

© 2007-2011 DIZZASTER [dizzied music label]



Rambler's Top100