Архив материалов

Пертозерский раскольничий скит.

Пертозерский раскольничий скит.

В середине 17 века, когда патриарх Никон провел церковную реформу, русское общество как бы раскололось на две непримиримые части. Многие, особенно в среде крестьянства, не приняли никоновских нововведений, твердо держались старой веры, стойко переносили преследования властей, нередко сами принимали мученическую смерть, сжигая себя в срубах и церквях.

Одним из центров старообрядчества у нас на Севере было Выговское общежительство, основанное при Петре I братьями Денисовыми. В середине ХIХ века Выговская обитель была закрыта властями, но раскольники не сдавались. То тут, то там в Олонецком крае возникали небольшие раскольничьи обители, скиты. Из них "пропаганда" старой веры распространялась по окрестным селениям, число раскольников увеличивалось, несмотря на всяческие гонения церковных властей. И хотя церковная статистика уверяла, что старообрядцев в крае почти не осталось, в жизни было по-другому. Убежденных сторонников старой веры - явных и тайных - было много.

Октябрьская революция "закрыла" этот вопрос, но корни старообрядчества не были пресечены. Сейчас, после разрешения старообрядчества официальной церковной властью, они дают свои всходы.

В 30-х годах ХIХ века в местность Пертозеро, отстоявшую от Сумпосада Кемского уезда в 15 верстах, приехала на жительство вдова прапорщика Анна Карташева с сыном и дочерью из С.-Петербурга. Убежденная раскольница, она стала создавать старообрядческую пустыню, и вскоре около нее уже образовалось с десяток келий. Доверие окрестным жителям она внушала своей подвижнической жизнью, большой начитанностью, часто выезжала для проповедей в Сумпосад, Шижню, Сороку, успела перекрестить в свою веру (филипповского толка) немало людей, особенно женщин.

А.Карташева умерла на 60-м году жизни, завещав свое дело дочери Анфисе, которая также отличалась твердостью в старой вере, умении убеждать людей. Доказательством этого можно привести ответ одного раскольника сумскому священнику: "Что тебе, батько, со мной толковать, я человек темный, ничего не знаю. Спрашивай матушку Анфису, она тебе расскажет. Куда хошь со мной, хоть в тюрьму сади, а уж от веры матушки Анфисы я не отопрусь".

"Которая вера гонима, та и верна", - в таком убеждении жили сумские раскольники и твердо стояли на этом.

Как сообщали в 1910 году "Известия Архангельского общества изучения Русского Севера", в 1849 году Пертозерский раскольничий скит был уничтожен властями, но дело матушки Анфисы не заглохло, а продолжалось до кануна революции. В 80-х годах ХIХ века этот скит возродился, постепенно по берегам Тегозера и Пертозера появилось 35 келий с населением свыше 50 человек. Наставником и требоисправителем стал крестьянин Колежемской волости Федор Постников. Большинство раскольников в ските были местными, из крестьян Колежемской и Сорокской волостей, мещан Сумпосада, но приезжали староверы и из других губерний: Тверской, Костромской, Новгородской, Владимирской.

Главным занятием пертозерских раскольников было огородничество, чему весьма способствовала песчаная почва на берегах Тегозера и Пертозера. Садились репа, лук, редька, свекла, морковь, даже огурцы. И еще картофель, который когда-то в старину раскольники решительно отвергли. Большую часть картофеля и овощей раскольники продавали в богатый Сумпосад, на вырученные деньги покупали хлеб. Занимались пертозерцы, конечно, и рыбной ловлей, сбором ягод и грибов, но не охотились на птиц и зверей, считая за грех убивать из ружей. Ежегодно на Пертозере и Тегозере селились лебеди, раскольники их охраняли, воспрещая стрелять заезжим охотникам из Сумпосада и других селений.

Большинство насельников пертозерских келий были люди пожилого возраста, главным смыслом жизни их стало спасение души, строгое соблюдение всех правил скитского жительства.

Колежемский крестьянин Федор Постников, состоявший наставником более 20 лет, имел большое влияние на местных раскольников. В его доме помещалась молельня. На воскресные дни отправлялись всенощная и заутреня, начинавшиеся с 12 часов ночи и продолжавшиеся до 5 часов утра, а с 8 до 10 часов отправлялись т.н. часы и молебен. В Великий пост с 10 до 12 часов дня служились "часы" и вечерня, а с 5 до 7 часов вечера т.н. "Ефимов".

Время от времени наставник ездил для исправления треб в Шижню, Сороку, Колежму, Нюхчу, Сумпосад. Некоторые крестьяне, особенно старые, заболев, перед смертью, по совету своих родственников-раскольников, перекрещивались в старую веру.

Пертозерский скит стал известен и в других губерниях, немало раскольников из них стали приезжать для спасения души на берега Пертозера.

В середине ХIХ века было закрыто знаменитое Выговское общежительство, был уничтожен и сам Пертозерский скит. Его последующее возрождение свидетельствовало не только о живучести старой веры, но и о живучести самой идеи староверия, "дониконовского" образа жизни.

Ф.ВАСИЛЬЕВ.


КАК ФЕРМЕРАМ КРЕДИТ ПОЛУЧИТЬ?

Призы разыграны.

С Днем независимости России!

БУДЬ ЗДОРОВ!

ОБМАНУТЫЕ ВКЛАДЧИКИ ОТСТАИВАЮТ СВОИ ПРАВА.

 

на главнуюдобавить в избранноенаписать письмо
 
 

_______
Otto Dix
'Leviathan'

Otto Dix

_______
Слободчиков С.С.
'Отче'

Otche

_______
Otto Dix
'Animus'

Otto Dix

_______
DreamVeil
'Контакт'

Dreamveil

_______
Юлия Кроу
'Декаданс'

'Юлия Кроу - Декаданс'

_______
Otto Dix
'Первая декада'

'Otto Dix - Первая декада'

_______
Marie Slip
'Недалеко от гетто'

'Marie Slip'

_______
Otto Dix
'Анима'

'Анима'

_______
Marie Slipa
'Все пророки лгут'

'Плоть и сталь'

_______
Michael Draw
'Плоть и сталь'

'Плоть и сталь'

_______
DreamVeil
'Белый Шум'

'Белый Шум'

_______
Михаэль Драу
"Генму"

Михаэль Драу "Генму"

_______
Город
"Сны"

Город "Сны"

_______
Вигилия
"Все пророки лгут"

Вигилия"Все пророки лгут"

_______
Deform
"Deformократия"

Deform"Deformократия"

_______
Evadam
"Jiva"

Evadam"Jiva"

_______
Birdmachine
"There is a hole in my Karma suit"

Birdmachine"There is a hole in my Karma suit"

_______
Otto Dix
"Mortem"

Otto Dix"Mortem"

_______
Otto Dix
"Remixes"

Otto Dix"Remixes"

_______
Петр Воронов
"Алхимия звука"

Петр Воронов"Алхимия звука"

_______
Cold Design
"Скоро Лето"

Cold Design"Скоро Лето"

_______
Гевал
"Лонгин"

Гевал"Лонгин"

_______
Otto Dix
"Unreleased"

Otto Dix"Unreleased"

_______
ГОРОД6
"С изнанки"

ГОРОД6"С изнанки"

_______
Мари Слип
"Недалеко от Гетто"

Мари Слип"Недалеко от Гетто."

_______
Otto Dix
"Эго"

Otto Dix"

_______
Михаэль Драу
"Точка возврата."

Михаэль Драу"Точка возврата."

_______
Шмели
"История группы."

Шмели"История группы.."

_______
ГОРОД5
"Кошки так похожи на людей."

ГОРОД5"Кошки так похоже на людей.."

_______
Otto Dix
""Чудные дни"."

Otto Dix

_______
Самуил Бейлин
"История Российской темной сцены."

Samuil Bejlin

_______
Gothica
"Zeitgeist."

Gotchica

_______
Шмели
"Механическая балерина."

Шмели"Механическая балерина."

_______
Мари Слип
"Человек инфу."

Мари Слип"Человек Инфу."

_______
ГОРОД4
"По ту сторону тени."

ГОРОД4"По ту сторону тени."

_______
Гевал.
"Пергам". Настоящий российский индастриал.

Гевал

_______
Плоть и сталь
"Михаэль Драу".

Плоть и сталь

_______
OttoDix
Нотная книга

OttoDix

_______
Шмели
"М.Я.У."

Shmely

_______
Otto Dix
"Зона теней"

Otto Dix"Зона теней"

_______
ROMAN RAIN
"Рожденная Реять Бесплотность"

Roman Rain"Рожденная Реять Бесплотность"
LITHIUM DESIGN STUDIO

© 2007-2011 DIZZASTER [dizzied music label]



Rambler's Top100